|
Aphex Twin
Люди совершают миллион банальных действий, а потом Aphex Twin выпускает свой новый альбом “Richard D. James''.
Ричард Ди Джеймс родился бедным белым гением в трущобах Корнуэлла. Инициал Ди в его имени происходит от сокращенной формы имени Ричард – Дик. Его отец добывал
олово в шахте, его сестры были сестрами, а Ричард рос,
интересуясь электронными приборами и хип-хопом. Он посещал курсы по электронике в Кингстонском
Политехникуме Лондона, но бросил через год. К тому времени у него уже был склад электронного оборудования, множество мелодий на лентах и парочка записей, выпущенных на Mighty Force , местном отделении лейбла Exeter в 1991 году.
''Richard D. James''– это то, что произошло с замечательным корнуэллским парнем.
Ричарда Ди Джеймса прозвали чудаком. И если вам не удается постигнуть до конца манеру его творчества, которое вряд ли сравнимо с чем либо, что происходит в надуманной искусственности Высоких Жанров от классического рока до классического джангла, тем не менее его музыка обладает прирожденным качеством и эмоциональной прямотой, которым исторически не хватило покорности форм. Они странны - не
Ричард.
''Существует связь между мной и тем, что я делаю'', - говорит Ричард. И если вы осторожно вслушиваетесь в сражающую свежесть его композиций, вы ловите себя на том, что Джеймс стоит в стороне от технологии музыки, и вы не можете понять,
откуда берется музыка и куда она уходит. ''Я не думаю, что есть хоть одно правило для музыки и искусства ''.
Есть области человеческого стремления, где отмечаются талантливые дети - математика, шахматы и музыка. Говорят, что за это отвечает определенная извилина в мозгу. Ричард Ди Джеймс одарен в музыке, силен в шахматах и вот уже около
десятилетия выпускает пластинки на разных звуказаписывающих лейблах под различными псевдонимами: Polygon Window, Soit, Power Pill, Caustic Window, GAK.
Ричард подводит итоги. Говорит, что математика – это истинное предназначение психоделии. Еще Ричард говорит, ''что он был настоящим наказанием для своей матери''.
Хотя ранние записи Ричарда Ди Джеймса, такие как ''Analog Bubblebath'' и ''Digeridoo'', связывали его с ранней техно сценой 90-х, Деймс всегда шел по касательной к ней. Как-то он сказал: ''Я и моя музыка на самом деле были полностью от нее изолированными''. Его ди-джейские сеты всегда были
убийственными. Как ремиксер он откровенно подрывная личность. Его первые альбомы 93 года ''Selected Ambient Works 85-92'' и ''Surfing On Sine Ways'' (проект Polygon Window) зачислили музыканта в высшую лигу амбиента, но ко времени выхода ''Selected Ambient Works II'' (1994), жанр полностью деградировал.
Много шума о феномене Ричарда Ди Джеймса происходит по поводу его чутья, которое обьединяет поп-мелодику, высокое искусство и черный юмор. Его способность делать
музыку во сне затронула поп-культуру, где нет места сюрреальным излияниям. Его мечты о домашней мегаваттной системе – чисто рокерские замашки. Его сингл ''Ventolin'', в котором воплотились астматические условия в качестве звучащего компонента, был прорывом в авангард. Ди-джейские сеты с игранием наждачной бумаги вместо пластинок звучат как жесткий хэви-метал. Скользя по волнам своего неординарного дарования, Ричард Ди Джеймс любит доставать людей, потому что ему это нравится.
Трудно быть по настоящему безумным, чтобы играть с условностями.
Для многих наиболее любопытных обозревателей личный праздный интерес зачастую затмевает суть Джеймсовой работы. Но любое предубеждение о том, что его музыка сложна, рассыпается в прах с каждым удачным релизом. Более широкий взгляд на его творчество проясняет его позицию как современного, искренне и глубоко чувствующего композитора.
''Я никогда не оглядываюсь на то, что я сделал, ибо мне не стоило бы жить, если бы я делал такие вещи'' - сказал он.
Первое место в независимых хит-парадах, занятое альбомом ''I Care Because You Do'' (1995), разбил скепсис обывателей от музыкальной журналистики волнами трехмерного звука и каскадообразных мелодий от хип-хоповой классики до
агрессивного джангла и прозрачных оркестровых композиций. В ушах и глазах авангардистской элиты он утвердил репутацию ''своего парня'', объединив силы с пророком неоакадемической музыки Филипом Глассом на сингле 95 года ''ICCT Hedral''.
На собственном лейбле Rephlex Ричард Джеймс продвигает такие таланты, как The Gentle People.
Случается shit. А затем случается нечто удивительное. В 1996 году Ричард выпускает альбом, названный ''Richard D. James'' , который не столько о нем, сколько содержит частицу его души. Воспоминание о детстве и о любимых местах присутствует в каждой композиции альбома.
Этот альбом - чудесная смесь драм-н-бейса, восточной музыки, детских песенок и религиозных епифаний. Он размывает все границы и условности жанра так называемой электронной музыки. Он громогласно подтверждает, что Джеймс действительно тот, за которого себя выдает. Одержимый музыкой, как корова, попавшая на клеверное поле, он насыщает ее все более волнующими тонами, все более противоречивыми
построениями. Никогда еще уровень его мастерства не был так высок. Лучшая композиция альбома – царственная камерная оркестровка ''Girl/Boy Song – красноречиво показывает неограниченные просторы его фантазии.
''Richard D. James LP'' – это подборка ярких композиций, гарантирующих увлекательное прослушивание, блестящий портрет художника.
2 августа 2001 года в Лондонском Планетарии Aphex Twin представили на суд немногочисленной публики свой новый альбом под названием "Drukqs". До заветной даты шанс услышать запись был лишь у нескольких представителей выпускающего лейбла (Warp) и горстки избранных журналистов. "Drukqs" - первый альбом группы
после "Richard D James" LP. Специально, чтобы его послушать, в этот день в Планетарии (знаменитой достопримечательности Лондона) собралось около ста приглашенных гостей, не считая счастливчиков, выигравших присутствие на
вечеринке в конкурсе. Из прослушивания альбома было устроено настоящее шоу - каждый трек сопровождался фейерверком - каскадом звезд, падающим прямо с крыши
Планетария. Причем в зависимости от темпа композиции менялся и стиль фейерверка.
Один фан, которому посчастливилось быть на этом прослушивании, рассказывает:
"Мне казалось, что я будто бы плаваю где-то вне моего тела. Местами альбом кажется темным, но эта темнота красива. С другой! стороны, фортепиано там звучит в стиле "эмбиент", и это похоже на классический Aphex Twin. Планетарий - лучшее
место для прослушивания этой записи впервые!".
В прошлом феномен Ричарда Ди Джеймса сравнивали с Джеймсом Джойсом, Брайаном Ино, Дебюсси, Эриком Сати, Дерриком Меем, Дереком Джарменом, Джоном Кейджем,
Карлхайнцем Штокгхаузеном, Вагнером и Моцартом.
В будущем всех остальных будут сравнивать с ним. Или не будут?
|