DJ
Vadim
Звезды
хип-хопа всегда были американцами –
исполнители из других стран не могли
конкурировать с законодателями мод в
этом жанре музыки. Однако русский DJ
Vadim,
проживающий сейчас в Лондоне, все-таки
сумел обратить на себя внимание своей
характерной музыкой. Сэм Айнглис (Sam
Inglis)
выясняет, как он записывает свои треки. |
«Я
имею примерно восемь или девять тысяч
записей – это значительное количество, но
не сравнимое с тем, что есть у других людей»
- говорит скромно Вадим. «Я не перестаю
удивляться, как много
этого добра у Криса Тарранта (Chris
Tarrant)
– вероятно пол-миллиона, но он находится в
бизнесе тридцать с лишним лет. Вообще я
покупаю все пластинки, которые могу найти –
мне нравится слушать новую музыку, речевые
записи, детские инсценировки. Я имею кучу
речевых записей, рассказывающих о том, как
улучшить эрекцию, как привлечь внимание
противоположного пола, как узнать -
гомосексуалист ли вы, как накладывать
заклинания, как
заботиться о котятах, как распознать
вампира – я люблю все это. У меня есть
записи с тестами проверки сердечной
деятельности – вы бы схватили инфаркт,
слушая все это!» «Часто
говорят, что семплинг не есть настоящая
музыка, что это лишь использование звуковых
фрагментов других исполнителей. Я иногда
соглашаюсь с этим аргументом, а иногда нет.
Если вы подобно Паффу Дадди (Puff
Daddy)
берете 16 тактов из Police,
Queen
или откуда-нибудь еще, то действительно, вы
не делаете ничего нового. Но я работаю по
другому. Я беру басовую линию,
добавляю большой барабан, малый барабан,
хэт, клавишные подклады, перкуссию, тысячи
маленьких звуков из библиотек спецэффектов
и микширую все это в нечто новое». «Я
не использую петель, и не работаю в
программах типа Recycle
– все делается вручную: источник
семлируется и разделяется на составляющие.
Очень часто бывает, что берется большой
барабан из одной записи, малый барабан – из
другой, хэт – из третьей, а бас и прочие
звуки – из четвертой, пятой и шестой. Вокал
подгоняется к хэту, бас
– к малому или большому барабану, а затем
эти два промежуточных микса соединяются
друг с другом. Причем я редко использую одни
и те же барабаны или басы в разных записях». «В
моей комнате есть
специальные секции, где я держу записи с
барабанными сбивками – в большинстве
случаев это джаз или фанк. В другой секции
хранятся речевые записи, еще в нескольких –
современная классика, электронная музыка и
спецэффекты. Когда мне нужен, например,
барабанный звук, я совершенно точно
представляю, где его искать. Вообще, я
всегда начинаю запись с барабанов и только
после них двигаюсь дальше. Для меня это
наиболее важная часть работы, ведь как
может существовать современная музыка без
ударных? Я пытаюсь не делать что-то
повторяющееся – стараюсь как можно больше
разнообразить материал: использую разные
сбивки, уходы
большого и малого барабана, фрагментацию
долей, создаю варианты звучания партии хэта,
пробую любые странные способы
программирования ударных, играю
музыкальным размером и т.д.»
Время семплированияУстройство студии Вадима очень хорошо отражает специфический процесс создания хип-хопа. Основные инструменты – это семплеры Akai S3000 и MPC3000, а также пара вертушек. Компьютер Apple Mac с программой Cubase используется для создания секвенций, звукового редактирования, монтажа и обработки. «Я произвожу семплирование на скорости 45 об/мин (имеется в виду скорость вращения шпинделя винилового проигрывателя – прим. перев.),» объясняет Вадим. «Это у меня осталось от Akai S950 – там постоянно приходилось экономить память. Так что я всегда семплирую на большей скорости, а к нормальной возвращаю материал уже в цифровом виде. Я немного играю эквалайзерами – если это барабан, то можно поднять низкие частоты. Иногда я не изменяю скорость у цифровой записи и оставляю все в 45 об/мин – это может звучать лучше на некоторых дорожках. Также я время от времени играю на перевернутой записи: если вы переворачиваете иглу и меняете направление вращения шпинделя, то можете использовать пластинки, воспроизводимые задом-наперед.» «Некоторые люди говорят мне, что лучше записывать прямо в компьютер, все нормализовывать, очищать семплы и т.д. Но если бы я начал делать материал подобным образом, то возился бы с дорожками целый день. Вообще я люблю все делать быстро – готовая композиция за два часа. Я даже не нормализую материал в семплере – включаю секвенсер и работаю. Ведь вы никогда не знаете, какой семпл ляжет на трек, так что нет никакого смысла нормализовывать каждый записанный звук, а потом переделывать дорожку несколькими часами позже. Я предпочитаю записать все в секвенсер, послушать нравится ли мне звучание, свести все на DAT магнитофон, сохранить семплы и двигаться дальше к следующей вещи. Если мне нравится записанный материал через две недели, то я возвращаюсь к композиции, нормализую семплы и т.д. Вообще, вы можете заметить многие недостатки, когда слушаете материал свежими ушами на следующий день или на следующей неделе». «Я не очень понимаю, зачем люди используют программы типа Recycle – мне кажется, что это придумано только для ленивых. Recycle нужен для создания больших петель. Но петли – это вещь, которую использовали в середине 80-х, и их время уже прошло. Именно поэтому я не нуждаюсь в Recycle. Когда я семплирую, например, большой барабан, то только обрезаю его – на это уходит не больше 20 секунд. Так зачем мне посылать его в компьютер и потом возвращать назад»? «Хаус и техно более монотонные и однообразные стили, чем хип-хоп: темп 120 или 130 bpm, повторяющийся ритмический рисунок много фильтров и подобных вещей. Вы имеете звук, фильтруете его, берете петлю и сбивку – песня продолжается и в ней мало что происходит. Вероятно вы можете сказать то же самое относительно записи хип-хопа – это только барабаны да читающие речитатив ребята. Но на самом деле все гораздо интересней – в среднем я использую 50-60 семплов на вещь, а иногда их число доходит до 100-120. Это намного больше, чем в хаусе. Я в свое время занимался этим стилем - работал под различными именами, - так вот там использовалось всего 8-10 семплов. Поскольку песня состоит из постоянно повторяющихся фрагментов, вы просто не нуждаетесь в большем количестве. Я нахожу, что чем медленнее музыка по темпу, то тем больше есть у вас места для размещения семплов, если же темп высок, то вы просто не можете запихнуть в такт больше определенного количества звуков. Поэтому музыка сделанная в темпах 120-130 bpm просто должна быть очень проста. А вот если вы работаете в темпах 90 или 100 bpm, то имеете гораздо больше пространства для творчества». «Я раньше создавал секвенции на Akai MPC3000, но там это делать не очень удобно. Гораздо проще все происходит в Cubase: вы делаете основную часть в два, четыре или восемь тактов, затем копируете ее раз 50, а затем вставляете рядом элементы, которые не повторяются. Затем я вхожу в режим редактирования дорожки ударных и просматриваю ее насквозь, попутно удаляя в нужных местах хэт, большой или малый барабаны, чтобы создать иллюзию отсутствия повторяемости. Я не использую петли – я хочу, чтобы ритм не был однообразным, чтобы в нем все время происходило бы какое-то движение. Длинные семплы я записываю прямо в Cubase – у меня есть много современных классических записей, странных спецэффектов и я иногда использую различные фильтры, чтобы привнести новое звучание. Я не произвожу запись со специальных сборников семплов или CD – используются только оригинальные записи, чтобы получить бодрый и насыщенный звук». «Все барабаны я делаю на MPC – это, пожалуй, единственное, что я на нем делаю. Все басовые линии и другие звуки сделаны на S3000. Вокальные партии и виниловые скрэтчи находятся в компьютере. Также я делаю резервные копии содержимого жесткого диска на Alesis ADAT, на тот случай если с компьютером что-нибудь случится. Я нахожу, что MPC очень хорошо подходит для записи барабанов – благодаря свойствам огибающих он делает барабаны более акцентированными и агрессивными. Я пробовал делать ударные и на S3000, и прямо в компьютере – везде звук получается разный, но на MPC он выходит лучше всего. Но если мне нужен более мягкий звук, то я буду использовать S3000». «Я хотел бы приобрести 8-битный семплер типа Casio RZ1 или SP12, который обладает очень хорошим бодрым звуком. Вы можете понижать разрядность семплирования с 16 до 8 бит в Cubase, но это совсем не то же самое, что записывать прямо на 8-битный семплер. Когда вы слышите рядом результат работы такого семплера и компьютера, то выбор делается всегда в пользу первого. Точно также вы всегда делаете выбор в пользу Fender Rhodes, а не его имитатора из современных синтезаторов Roland. Глобальная перспективаДомашняя
студия Вадима, конечно хороша для
достижения его целей, но она не сравнима с
роскошными студиями, которые доступны для
ведущих американских звезд. «Я хотел бы
попробовать поработать на американской
студии», - говорит Вадим. «Есть всего лишь
одна вещь, которая есть в Америке и
отсутствует у нас – это квалифицированные
специалисты, которые всю жизнь занимаются
записью хип-хопа. Там есть студии которые на
протяжении последних 10 или 15 лет ежедневно
записывали только хип-хоп – это места типа DND
или House
of
Hits.
Инженеры микширования, инженеры-настройщики,
мастеринговые инженеры – все они знают
точно что делать. Я хотел бы посмотреть как
они работают и добиваются своего
замечательного звука, а потом вернуться и
развивать эту традицию здесь. Я думаю, что у
меня уже получается хороший хип-хоп, но он
может быть и лучше – есть люди, у которых
звук лучше, чем у меня, например Gang
Starr». «Кстати
говоря, американские инженеры совершенно
не представляют как делать драм-н-бас – из
записи просто ужасны. А вот англичане
набили себе руку в этом стиле. Если вы
слушаете американский драм-н-бас, то
замечаете, что записи не имеют остроты –
они похожи на маленького пушистого зверька».
«Все,
что выходит из студии DND
звучит очень здорово. Я хотел бы знать, как
они добиваются такого акцентированного
звука. И ведь они не используют какой-то
секретный компрессор, который нельзя было
бы привезти в
Англию – все оборудование точно такое же. Я
уверен, что они используют гармонайзер Eventide,
но какие гармонайзеры используются вместе
с ним? Также я убежден, что они используют
семплеры Akai.
Но многое зависит от того, как вы делаете
свой звук – сначала компрессия, а потом
параметрическая эквализация или наоборот,
как организуются посылы на эффекты и
микширование, как отстраиваются уровни.
Также сказывается, что в Англии люди делают
мастер за один-два дня работы в студии. А в
Америке на
мастеринг альбома затрачивается две недели.
Там есть целая индустрия с разветвленной
системой и они знают что делают. Мы же не
имеем истории продюсирования хип-хопа, и
поэтому нам работать гораздо сложнее». Хип-хоп
никогда не имел в Британии особо высокого
рейтинга, и, вообще, немного европейских
коллективов, работающих в этом стиле
музыки, имело настоящий коммерческий успех.
Однако, Вадим считает, что хип-хоп сейчас
активно развивается и за пределами США: «Пока
есть немного британского
хип-хопа, но имеется растущая
британская сцена, где команды звучат не так
как в Америке, и поют они совсем о других
проблемах» «Материал,
который я делаю на моем лейбле JazzFudge,
и материал, проходящий через лейбл
Ninja
Tunes
уже получил признание в Европе: нас слушают
в Скандинавии, Германии, Нидерландах,
Франции и даже в Японии и Австралии. Но вот с
Америкой пока есть проблемы. Такое ощущение,
что ее окружает крепостная стена –
американцы совершенно не заинтересованы в
чужой музыке. И неважно, в каком стиле вы
работаете – поп, рок, рэгги, кантри и т.д. –
американцы всегда будут убеждены, что
делают музыку лучше вас. Они говорят: если у
нас есть свой собственный хип-хоп, то зачем
нам слушать вас? И почему мы должны слушать
вашу рок-музыку, если у на есть своя? Все это
преодолевается с очень большим трудом, так
что количество британской музыки, которая
попадает на американский рынок крайне мало». В
Британии хип-хоп пока не приносит столько
прибыли сколько другие стили -
хаус, техно, драм-н-бас, - и ди-джеи, типа
Вадима вынуждены играть в большинстве
клубов совсем другую музыку. Но зато
британский хип-хоп, испытывая сильное
влияние со стороны этих стилей, развивается
в своем собственном направлении. «Большинство
наших клубов ориентированы на хаус и техно,
и вокруг этих стилей крутится большая часть
нашей концертной жизни. Это очень
отличается от Америки, где большинство
людей предпочитает ритм-н-блюз рок или
кантри. Между прочим, я считаю, что
преимущество Европы и Англии состоит в том,
что люди слушают более широкий диапазон
музыки, а также есть гораздо большее число
музыкальных журналов, ориентированных на
самые разные стили. Мы имеем здесь гораздо
большую заинтересованную аудиторию, чем в
Америке, где все разделено довольно строго».
ДополненияВокальные
упражнения
Первый
альбом Вадима, выпущенный на лейбле Ninja
Tune
– «USSR
Repertoire»
- был почти полностью основан на семплах.
Однако многие треки на его новом альбоме «Life
From
The
Other
Side»
- это результат сотрудничества с рэпперами
со всего мира. Большинство этих вокалистов
были записаны в собственной студии Вадима и
он получил очень хороший опыт. «Моя главная
головная боль сейчас – это запись вокала. Я
не хочу получить звук, близкий к поп-музыке,
вроде того, как записываются Джанет Джексон
или Мадонна, но я хочу чтобы треки звучали
профессионально, ясно и свежо». Большинство вокалистов было записано при помощи микрофона Rode NT2 и голосового процессора Focusrite Green Voice Channel под аккомпанемент черновых дорожек ритма и подкладочных дорожек. Имея готовые дорожки вокала Вадим доводил свои сочинения, выстраивая аранжировки относительно рэпа. «Я изменил 90 процентов дорожек, после того как поэт написал тексты. Они могли бы ненавидеть меня за это, но я всегда стараюсь подгонять музыку под то, что вокалист поет, или под его особенный тембр. Каждый имеет свой особенный тембр, который может лучше звучать с тем или иным инструментом. Грубый, хриплый голос лучше звучит с разреженными подкладочными треками. Женские голоса очень хорошо ложатся в смягченное, джазовое окружение. Так что все меняется в зависимости от конкретного вокалиста». «Я испытывал проблему с вокалистами, которые поют раскачиваясь – их рэп был то более громкий, то более тихий, что наносило вред общему звучанию. Я перепробовал кучу различных компрессоров, но так и не смог сделать звучание вокала однородным. Так что единственным выходом в этой ситуации стало семплирование буквально каждого слова в 3-минутном рэпе. Я должен был брать до 70 семплов и обрабатывать их раздельно, чтобы получить однородно звучащие дорожки». Оборудование
DJ Вадима
Оборудование, на котором работает Вадим, максимально приспособлено к записи хип-хоповых композиций. Возможно, самой характерной чертой его студии является отсутствие мастер-клавиатуры и любых синтезаторных звуковых модулей. Самые главные устройства – компьютер и семплер Akai S3000, которые используются для семплирования с винила и создания секвенций. Клавишные инструменты представлены лишь синтезатором Clavia Nord Lead и электропиано Fender Rhodes, причем на альбоме Life From The Other Side они звучали лишь эпизодически. Массив обработки и эффектов также довольно специфичен и лучше всего описывается формулой: «компрессоры, компрессоры, и еще раз компрессоры». «Я больше всего нуждаюсь в максимальной компрессии, и параметрической эквализации, так как работаю от микширования готовых форм. Традиционных эффектов здесь особо много не нужно - скорее требуются «странные» эффекты. Возможно, иногда требуется реверберация на малом барабане, но совсем чуть-чуть – я не большой любитель длинной реверберации. И еще я ненавижу реверберацию на вокале. Поскольку я использую так много семплов и вариаций семплов, то стараюсь не применять эффекты, ведь дорожки, которые используются в качестве первоисточников уже, как правило, обработаны». «В зависимости от того, как много компрессии мне требуется, я буду направлять большой и малый барабаны, а также хай-хэт на Joemeek SC2. Он отлично подходит для барабанов: его компрессия весьма агрессивна – это самая настоящая «рабочая лошадка» для хип-хопа. Для получения жесткого бита, я пропускаю через этот прибор дорожку ударных целиком. Иногда я обрабатываю большой барабан компрессором фирмы Focusrite, а малый – Drawmer’ом, а их суммарный микс пропускаю через компрессоры Joemeek и TL Audio». «После
того, как готов финальный микс, я пропускаю
его через компрессор TL
Audio
и процессор TC
Electronic
Finalizer,
и записываю на DAT
магнитофон. Затем загоняю назад в компьютер,
в программу Sound
Designer,
обрабатываю модулем Peak
SFX,
потом снова открываю файл в программе Cubase
– там тоже есть пара хороших
компрессионных «примочек». В результате я
действительно заставляю ударные звучать
напористо и агрессивно».
«Я никогда не думал о компьютере Apple Mac – впервые мысль о нем посетила меня примерно год назад. Это удивительно мощная машина и она дает мне возможности записи на жесткий диск и редактирования материала. Вы можете иметь 80-минутный альбом и делать с ним все, что угодно. Но в плане синхронизации и устойчивости работы он просто ужасен по сравнению с Atari. Я держу Atari для тех случаев, когда мне нужно работать синхронно с Alesis ADAT».
«Все мои вокальные дорожки обрабатываются перечисленными выше приборами. Иногда я обрабатываю ими и скрэтчи. Некоторые песни я запускал в Eventide целиком, прогонял несколькими разными эффектами, загружал в компьютер и монтировал с «сухим» звуком».
«Иногда я обрабатываю барабаны этими устройствами, когда хочу уйти максимально далеко от первоначального звука – они получаются очень твердыми и резкими. Я сжимаю их, а затем пропускаю через гейт, в результате чего остаются лишь крошечные части бита».
«Я очень люблю последний прибор за мягкое пиковое лимитирование – он позволяет получить максимальный уровень записи на DAT. Также мне нравятся многие алгоритмы компрессирования и лимитирования. Пожалуй, Finalizer – это один из самых полезных моих приборов».
«Этот компрессор стоит у меня на мастер выходе микшера»
«А вот это всякая фигня, которой я не пользуюсь»
|