Бен Сэтл, один из самых
ярких представителей d’n’b сцены, начиная
свою музыкальную карьеру, работал с Ником
Сайкесом (Nick Sykes) с лейбла No U Turn. Вместе они
написали такие треки как “Bludclott Artattack” и “Guncheck”,
а так же альбом “Torque”, который принято
считать классикой тек-степа. Мэт, прежде чем
влиться в стихию d’n’b, еще подростком
начинал с вечеринок Spiral Tribe, изучая материал
других исполнителей и временами поигрывая
house и techno.
В 1998, дебютируя с синглом “Medicine”/”Punchbag”,
команда приложила все усилия для открытия
нового лейбла Virus. На нем же выпустили свои
треки такие исполнители как Bad Company, Sonic &
Silver, Matrix, Fierce, Ryme Tyme, Trace и Ram Trilogy, но самыми
успешными записями лейбла оказались
пластинки Ed Rush’а & Optical’а “Wormhole” и “The
Creeps”, а также “Sleepwalking” проекта Matrix, за
которым скрывается Джейми Куин (Jamie Quinn),
брат Мэта.
Новый альбом носит весьма необычное
название – “The Original Doctor Shade” («Настоящий
доктор Тень»)
«Это название одной научно-фантастической
книжки, - объясняет Мэт. – Нам оно
понравилось, потому что понятие «shady» нам
близко».
«Это понятие характеризует определенных
людей, некоторые местечки Амстердама, да и
вообще массу вещей и множество вариантов
значений, - подхватыват Бен.
«Мы не могли назвать альбом просто “Shade”
или “Shady”, так как это не звучит, не
передает настоение нашего релиза. А вот “The
Original Doctor Shade” подразумевает нечто большее.
Тем более оно подходит под обложку альбома,
на которой изображены человеческие
внутренности: органы на металлических
подставках проволокой привязаны к
динамикам... То есть то, что далеко не
каждому захотелось бы разглядывать,
например, чьи-то волосы в ушах или что-нибудь
в этом духе». Мило, не правда ли?
После того, как свет увидел последний
альбом Optical & Ed Rush’a в издании Virus, прошло
совсем немного времени. «Когда альбом
уходил в печать, самым свежим трекам было
около двух недель от роду, - говорит Мэт, - а
самому старому - «Hacksaw» - примерно 14 месяцев.
Достаточно времени мы уделили вокальной
части альбома, что заняло у нас порядка двух
месяцев. Для этого нам пришлось несколько
раз обращаться к Ryme Tyme и MC Darrison».
В работе над треком “Get III” принимал
участие проект «The Scratch Perverts», добавив свою
неповторимую ловкость в работе со скретчем.
«Мы всего несколько раз работали с этими
ребятами, но я никогда не забуду, когда мы
все засели в студии, и они устроили
специально для нас с Беном скретч-состязание!»
- восторженно говорит Мэт.
«Они сменяли друг друга по очереди, и это
было просто супер! - продолжает Бен. - Мы
смотрели, как они здорово умудряются
работать с фидбэком (feedback), и очень приятно
было получить доступ к этим звукам при
создании трека!».
Но, несмотря на некоторое сотрудничество,
новый альбом Ed Rush и Optical не является плодом
совместной работы. «Сейчас мы с J Majik
работаем над одним треком, но я думаю, что мы
выпустим его как сингл, - признаются друзья.
- Возможно даже, что это породнит лейблы Infra
Red и Virus. Поэтому, хотя над двумя треками с
нами трудились такие люди как Ryme Tyme и The Scratch
Perverts, мы с Беном полностью выкладывались
над всем остальным материалом. Считайте,
что совместные работы - нужны были чтобы
немного расширить спектр».
«И это совсем не плохо, потому как альбом
получился более разносторонним именно за
счет таких вещей как “Bullit”, к примеру, -
говорит Бен. - Я думаю, что это очень мощный
трек, так как на него можно наложить
вокальные семплы, и мне кажется, это отлично
сработает».
В отличие от других треков, “Bullit” нельзя
назвать серьезной композицией, и больше
всех остальных он наполнен фанки и ретро
настроениями. Откуда возникла идея
создания подобной вещи? «Изначально это был
коротенький кусок одного трека в стиле
диско 70-х или 80-х годов, типа небольшого
вступления, - объясняет Мэт. - Мы
отсемплировали его и сделали полную
композицию. А сначала подразумевалось
сделать что-нибудь такое светлое,
танцевальное, без намека на мрачность или
чего-то такого. К тому же басовая партия
достаточно увесиста, и ее никак нельзя
назвать легкой: она содержит элементы,
более напоминающие уличную музыку. Эта вещь
самая приятная из всех, с наименьшим
проявлением агрессии. Хотя все равно ”Get III”
- мой любимый трек. По звучанию он самый
тяжелый из всего того, что мы играем! “Hacksaw”
весьма ритмичен и напоминает техно, так что
если вы играете где-то, где в основном
ставят jump-up, вы спокойно можете начинать
свой микс с “Hacksaw” и не прогадаете. Я считаю,
что нужна разная музыка, на все случаи жизни,
под любое настроение, и этот альбом – как
раз то, что надо, впрочем, как и первый. Где
бы мы ни играли “Wormhole”, мы всегда
вписывались в общую атмосферу с треками из
него или, по крайней мере, с некоторыми из
них».
Бен кивает. «В этом отношении новый альбом
действительно очень похож на “Wormhole”, -
говорит он, - Это типа собственных вертушек,
с которыми вы смело можете идти играть в
любой клуб и будете знать, что аппаратура не
подведет.
«Работая над вторым альбомом, мы пытались
воплотить все идеи, которые приходили к нам
в голову, мы хотели поэкспериментировать с
house и breakbeat. На этот раз нам вроде удалось
создать альбом, который проявит себя в
полной мере!», - говорит Мэт.
House Nation
Несколько удивляет представленный в
альбоме трек “Smarty Pants” с типичным хаус-звучанием.
Совсем не то, что вы могли бы ожидать от этих
парней...
«Мы не пытаемся делать продаваемый
миллионами хаус, мы стараемся попасть на
рынок андерграунда, так как мы в нём
родились, - объясняет Мэт. - Важно то, что мы
остаемся честными по отношению к самим себе,
не зависимо от того, что делаем. Если мы
делаем хаус, то точно знаем, сколько после
этого придется выслушать критики: недавно
мы отыграли хаус-сет на Radio1, после чего
получили кучи писем, упрекающих нас за это!
Люди, которые их написали, могут идти куда
подальше, потому что первые четыре года
своей карьеры в музыкальной индустрии я
посвятил именно хаус-музыке, и этого уже
никак не изменишь. У нас есть право играть
то, что мы хотим, и этого нам никто не
запретит.
А как отреагировали на новый альбом другие
ди-джеи? «Трек «32/8» получился достаточно
хорошим клубным треком, - говорит Бен. – Я
уже слышал его довольно у многих ди-джеев за
последние несколько месяцев».
«О да! Это сильная вещь! - соглашается Мэт. –
С мощным басом и отличным звучанием. Этот
трек назван в честь нашего старенького 32-х
канального микшера. Мы назвали его так
потому, что начинали играть на одном из
подобных, потом сменили около 6-ти пультов,
прежде чем снова вернулись к новенькому, но
такому же. Когда мы его купили, ‘32/8’ был
первым треком, сделанный на нем, и это был
полный кайф, просто охренительный микшер!»
Бен: «Разные ди-джеи предпочитают различные
стили, но с этим альбомом вы можете
отправиться куда угодно: что-то из него
поиграть в одном месте, что-то в другом, а
главное вы будете точно знать, что это
сработает везде. Doc Scott, например, хорошо
чувствует ‘Bullit’, Andy C и проект the Ram по-настоящему
понимают ‘Get III’. В общем, каждый сможет
найти для себя то, что ему нужно».
подхватите VIRUS
Отвлечемся от альбома и поговорим немного о
самом лейбле Virus. Как насчет Sonic & Silver?
Правда ли, что скоро, возможно, выйдет
альбом, включающий их последний сингл ‘Rocket
Launcher’? «Да, в общем, если они подготовят все
материалы для альбома, то никаких проблем,
мы сделаем все, что в наших силах! - говорит
Мэт. – Ребята уже в курсе, так что с нашей
стороны предложение поступило, теперь
слово за ними. Мы пока не можем с полной
уверенностью заявить, что они собираются
выпустить альбом, зато есть довольно
приличные треки, которые мы уже слышали и
которые вполне можно в этот альбом включить.
Мы готовы работать над этим проектом, не
оставляя без внимания и другие. Мой брат,
например, собирается скоро выпустить сингл».
Треки, выпущенные на Virus, главным образом от
Optical & Ed Rush, представляют собой множество
оригинальных звуков от аналоговых
аппаратов, таких как 303’й и 909’й (бас и драм
синтезаторы от Roland). Мэт рассказывает об
этом более подробно: «Да, мы придерживаемся
наших основных бас-звуков. Вы можете взять
808й например, и если вы умеете с ним
обращаться, то есть большая вероятность,
что вы найдете в нём нечто совершенно
особенное. Очень долгое время я использовал
свой сэмплер Emu: могу работать на нем хоть с
закрытыми глазами. Но на самом деле, мы не
заботимся о том, чтобы быть очень
оригинальными в своих басовых звуках,
потому как точно знаем какие из них звучат
действительно хорошо. Вы можете взять хоть
сотню басовых сэмплов, и только в пяти из
них низы будут звучать именно так, чтобы
стать драм-н-бейсом. Многие пробуют тысячи
различных звуков, но не все из них звучат
как надо, потому что верхушка у них может и
хороша, но вот низы провалены. Мы лично не
хотим рисковать на этот счет, поэтому
применяем во всём действительно жирные
низы, а затем накладываем что-нибудь сверху,
чтобы создать конкретный образ, отличный от
всех остальных».
Всем известно, что вся продукция на лейбле
Virus обладает своеобразным звучанием. Здесь
главное не перестараться, как это допускают
многие музыканты, делая звук чересчур
красивым и теряя при этом его грубость и
необработанность. Однако Optical & Ed Rush по
всей видимости знают, где и когда следует
остановиться и оставить всё как есть.
«Мы по возможности мы стараемся не изменять
первоначальное звучание, потому как я думаю,
что можно легко сбиться с нужного
направления, - говорит Мэт. - К примеру, у
моего брата Matrix’а действительно хорошо
получается хаус, о каких-то недочетах и
недоделках не может быть и речи, но если он
делает драм-н-бейс... Ой, лучше б мне этого не
слышать! На мой взгляд, он слишком многое
подчищает, утрачивая при этом всю грубость
звука. Хотя некоторым людям это наоборот
нравится, я их не упрекаю. Это лишь в
очередной раз доказывает, что мы с братом
разные!
Вы можете неделями сидеть над одним сэмплом:
«Только бы избавится от этой частотной
составляющей в звуке...», но, в конечном
счете, только измотаете себя до полусмерти.
В таком случае лучше сразу остановиться. А
если трек получился совсем голый, и после
сотого прослушивания кажется, что чего-то в
нем не хватает, то работайте дальше!»
Чего ожидает Virus в будущем? Можем ли мы
рассчитывать на очередные релизы подобного
качества? Глядя на уверенность Бена, думаем,
что можем.
«На ближайшие семь лет – мы в полной
готовности, - отмечает он. – Мы не издаём
большое количество некачественного
материала и не заваливаем и без того
переполненные полки музыкальных магазинов.
Хотя наш график релизов на самом деле
достаточно плотный, нас уже даже за это
ругали, и тем не менее мне например, гораздо
спокойнее спится по ночам, зная, что мы
имеем дело с качественным продуктом, а не
штампуем общепринятые стандарты».
Мэт: «Мне кажется, для того, чтобы делать
действительно хорошую музыку, мы должны
быть лучшими. Я верю в это всем своим
сердцем, а иначе зачем тогда вообще этим
заниматься?! Мы всего лишь хотим быть
искренними в отношении того, что делаем, и
не стараемся непременно всё продать. Взять,
к напримеру, вокальную партию для ‘Bullit’ –
100% только нашего креатива, никакой попсой
даже и не пахнет. Я почти не вижу хороших
текстов, написанных для драм-н-бейсовых
треков – качества сейчас очень не хватает.
Ну хорошо, вот у тебя есть вокал и все, что
тебе нужно, но ведь текст должен содержать
какой-то смысл, говорить о чем-то слушателю.
Я думаю, это касается всего направления R&B:
большая часть музыкантов не уделяет
особого внимания наличию смысла в текстах
песен. Кстати, доступные всем звуки
составленные в приятную мелодию,
элементарный набор фраз – это ничто по
сравнению с Leftfield».
«Наша вечная проблема – это когда к нам
обращаются люди из других
звукозаписывающих компаний с просьбой
работать у них, - продолжает Мэт. – Но когда
они в надежде приходят к нам со своими
предложениями, единственным ответом
является объяснение, что мы не можем пойти в
студию и делать то, что они хотят. Все вещи,
которые мы играем, достаточно мрачные, а
тексты песен больше напоминают исповедь
сумасшедшего!». |