Muslimgauze
30 декабря 1998 года Брин Джонс (Bryn
Jones), создатель проекта Muslimgauze, лег в
больницу в Манчестере с неизвестным
заболеванием. Предполагалось, что
причиной болезни, вызвавшей тяжелую
форму пневмонии, стало заражение крови
очень редкой инфекцией. 14 января в 22.50
Брин Джонс умер. Он был в этом мире
недолго (1961-1999), но успел оставить после
себя 97 альбомов странной загадочной
музыки, которую нам еще предстоит
осознать. Я не буду говорить "он был",
- я буду говорить "он есть"...
|
"Проект
Muslimgauze был сформирован в 1982 как ответ на
вторжение Израиля в Ливан", - говорит
Брин Джонс, основатель проекта, его
лидер, автор, и единственный
исполнитель. Muslimgauze выпускает
загадочно-великолепную музыку,
огромное количество музыки, в среднем
по 5 альбомов в год, не считая синглов и
ЕР, - вдохновленный каким-либо событием,
случаем или даже фотографией.
Воспитанный на музыке Faust, Can и Throbbing Gristle,
этот 38-летний британец создал свою
субкультуру вне всяких музыкальных
прецедентов. Он нашел дело всей своей
жизни, и уже хотя бы за это заслуживает
уважения. Музыка Muslimgauze существует вне любого специфического стилистического контекста. "Политическая обстановка в Палестине, Афганистане и Иране - вот все, что влияет на музыку Muslimgauzе" - написано на обложке альбома "Iran" (1989, Staalplaat). До 1989 Брин Джонс выпускал свою музыку в любом формате, кроме CD; некоторые работы с его ранних альбомов вышли на различных компиляциях уже в 90-х годах. До 1993 в формате CD вышли альбомы: "Uzi (The Rape of Palestine)" (1989, Parade Amoureuse), "Intifaxa" (1990, Extreme), "United States of Islam" (1991, Extreme), "Coupe D'Etat / Abu Nidal" (1992, Soleilmoon), "Zul'm" (1992, Extreme). Музыка Джонса прочно переплетена с политикой. Первый реализованный альбом Muslimgauze, "Kabul" (1983, Product Kinematograph), был реакцией на вторжение СССР в Афганистан; один из самых интересных, "Hebron Massacre" (1995, Soleilmoon, Staalplaat), был написан в ответ на трагедию 25 февраля 1994 в Хеброне. "Hebron Massacre" - 25-минутный крик души, голос кризиса, тревоги, ужаса, террора и траура, - на фоне речей Арафата и сэмплов радио BBC. При этом, основная часть музыки слабо воспринимается как отражение политических идей, хотя за столько лет Джонс накопил большое количество преднамеренно провокационных интервью и обложек своих альбомов. К примеру, обложка альбома "Betrayal" (1993, Staalplaat) показывает одно известное рукопожатие на лужайке Белого дома 13 сентября 1993. Рука Арафата держит руку Рабина, и на рукаве лидера ООП ясно видна надпись "Предательство". Другой альбом 1993, "Hamas Arc" (подобно "Betrayal", вышедший на Staalplaat) выделяется незабываемым образом двух мусульманских женщин средних лет в черных одеждах, тренирующихся в стрельбе в предместьях Тегерана. Третий альбом 1993, "Veiled Sister" (Soleilmoon), обращается к теме звуков любимого оружия партизанов-террористов Hezbollah: автомату Калашникова и "Катюше" (кстати - Kalashnikov machine gun and Katyusha rocket launcher :)). Продукция Muslimgauze немного изменилась в 1993-94. Появились четкие настойчивые барабаны и более жесткая перкуссионная электроника. В то время, как четвертый альбом Джонса в 1993, "Vote Hezbollah", "посвященный свободе Палестины", был выпущен на Soleilmoon, - пятый, "Satayjit Eye", был реализован только на DAT кассетах на Staalplaat. Карточка для получения этого альбома прилагалась к CD "Hamas Arc", который, в свою очередь, включил треки из невыпущенного шестого альбома "Shekel of Israeli Occupation". Таким хитрым способом Джонс обеспечил попадание своей музыки только к настоящим почитателям его таланта. Вообще, если бы не Staalplaat, Брин Джонс выпустил бы 50 альбомов на СD, - и скажем 150 на кассетах. В 1994-95 вышло еще большее количество альбомов, среди которых, помимо "Hebron Massacre", следует выделить "Citadel" (1994, Extreeme), двойной CD "Blue Mosque" (Staalplaat), "Salam Alekum, Bastard" (1995, Soleilmoon) и также двойной "Izlamaphobia" (1995, Staalplaat). Из продукции 1996 наиболее интересным (на мой взгляд) является альбом "Azzazin" (Staalplaat), представляющий собой minimal acid с наложенными на него немного нетипичными полусинтетическими барабанами. В этом альбоме Джонс практически не использует арабский этнос, создавая образ некой "кислотной пустыни". Про такую музыку обычно говорят "очень на любителя". В 1996 продукция Muslimgauze стала настолько заметным явлением, что лэйбл Staalplaat выпускает двойной альбом ремиксов "Occupied Territories" от таких коллективов, как O Yuki Conjugate, Nonplace Urban Field, Zoviet France, Panasonic и других. Среди семи CD 1997 основной, и одной из самых концептуальных за весь период творчества, работой Джонса является альбом "Narcotic" (Staalplaat). В нем в полной мере отразилось умение музыканта понимать арабскую культуру. При прослушивании альбома воображение рисует знойную палестинскую землю, быт арабов и их культуру. Muslimgauze очень удачно использует вокальные и речевые сэмплы, собирая их, как мозаику, в четкую структуру с помощью разнообразных традиционных восточных ритмов. В 1998 Брин Джонс как никогда много работал. Вышли интересные альбомы и сборники. Его друзья вспоминают, что он не раз говорил о желании оставить после себя как можно больше музыки, словно предчувствуя скорую смерть. Staalplaat объявил, что оставшейся нереализованной музыки Muslimgauze хватит на большое количество релизов до мая 1999. Джонс всегда говорил о своем проекте "Мы", как бы впуская нас в свой замкнутый мир, делая нас участниками его музыкальных путешествий. Muslimgauze не является мусульманином. Более того, он никогда не был на Ближнем Востоке. "Я не могу поехать", - говорит Джонс. "Я не думаю, что смогу посетить оккупированную землю. Это - принцип. Только когда она снова будет свободной". Музыка Muslimgauze, вдохновленная кораном и чистой политикой, стремится к утопическому миру вне времени и пространства. Вы можете плыть или лететь скозь эту субстанцию, позволяя своей башне уноситься в верхнии слои атмосферы, представляя себя в любом доступном воображению месте. Джонс, используя синтезатор, разнообразные этнические барабаны, голоса и звуки, взятые Аллах знает откуда, конкретно выражает свое звуковое присутствие, оставляя при этом место рядом с собой, - для слушателя. Исчезающий и вновь появляющийся бит создает состояние близости к окружающему арабов миру, делая нас, европейцев, не только свидетелями, но и участниками событий в чуждой нам по культуре стране. В то время, как ambient музыка с помощью ленивых ритмов и долгих тем пытается насильно расслабить слушателя, навязчивые музыкальные идеи Muslimgauze, оперируя оголенными инстинктами, горячим потоком охватывают Вас пусть мнимым, но чувством солидарности с угнетенным народом. И Вы снова ставите музыку Muslimgauze, надеваете наушники и вновь погружаетесь в мир этого странного человека, которому есть что сказать. И становится понятным, что, на самом деле, он жив... |